Микроконтроллерная система управления термоэлектрическим модулем Пельтье

Автор sanya9827, Воскресенье, марта 08, 2020, 00:26:12

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

sanya9827

Воскресенье, марта 08, 2020, 00:26:12 Последнее редактирование: Среда, апреля 01, 2020, 19:23:31 от sanya9827
Исполнитель: Ильин Александр Андреевич, 641-об
Научный руководитель: Русинов Владислав Леонидович
Тема: "Микроконтроллерная система управления термоэлектрическим модулем Пельтье


В статье рассматривается разработка системы управления термоэлектрическим модулем Пельтье сигналом ШИМ с платы ардуино
В данной работе нужно научиться управлять нагревом с помощью элементов Пельтье. Элемент Пельтье - это термоэлектрический преобразователь, принцип действия которого базируется на эффекте Пельтье - возникновении разности температур при протекании электрического тока.
Для использования термоэлемента Пельтье необходимо подключить его полярность питания в соответствии с поставленной задачей (нагрев или охлаждение). Если поменять полярность питания, поменяется направление тепла (холода), т.е. можно простым переключением превратить его из холодильника в нагреватель. Чем эффективнее будет отвод тепла с горячей стороны, тем эффективнее будет охлаждение.



Рисунок 1 - Элемент Пельтье. TEC1-12706


Значение, при температуре горячей стороны: 25 и 50°C            
Холодопроизводительность - 50 Вт при 25°C, 57 Вт при 50°C            
Разность температур - 66°C при 25°C, 75°C при 50°C            
Максимальный ток - 6.4 А при 25°C, 6.4 А при 50°C    
Максимальное напряжение - 14.4 В при 25°C, 16.4 В при 50°C  
Сопротивление - 1.98 Ом при 25°C, 2.3 Ом при 50°C


Нам необходимо реализовать узел импульсного регулятора со следующими функциями:
•   собственно ключевой регулятор (ключ, дроссель, рекуперативный диод, сглаживающий конденсатор);
•   цепь измерения напряжения на нагрузке;
•   цепь измерения тока регулятора;
•   аппаратная защита от превышения тока.


Рисунок 2 - Схема импульсного регулятора
 

Рисунок 3 - 3Д вид импульсного регулятора


Для начала было решено сделать небольшую часть платы для балансировки напряжения и протестировать её.
 

Рисунок 4 - Схема балансировки напряжения в программе «Proteus»


Рисунок 5 - Вид печатной платы в подпрограмме Layout


Рисунок 6 - 3Д вид монтажной схемы в Proteuse

Разработанная плата будет изготавливаться технологией ЛУТ - лазерно-утюжная технология. ЛУТ или лазерно-утюжная технология применяется для самостоятельного изготовления печатных плат в домашних условиях. Технология ЛУТ зародилась совсем недавно с появлением лазерных принтеров. Лазерные принтеры заправляются порошком - тонером. При большой температуре тонер плавиться и "оседает" на печатной поверхности. Именно этот принцип и заложен в ЛУТ. Поэтому, чтобы использовать эту технологию, нам нужен всего-навсего лазерный принтер и утюг.
Рисунок для платы так же можно сделать в программе Proteuse. Но нужно иметь ввиду, что рисунок на текстолите отобразится зеркально, поэтому, в программе нужно поставить галочку «Mirror», чтобы рисунок сразу был отображен зеркально.


Рисунок 7 - Зеркальный рисунок для нанесения на текстолит

Бумага, на которой будет печататься рисунок, должна быть глянцевой, может подойти даже лист глянцевого журнала.
Для того чтобы подготовить кусок фольгированного текстолит для переноса рисунка на него, нужно самой мелкой шкуркой-микронкой зачистить поверхность до блеска. Как зашкурили нужно почистить и обезжирить спиртом.
После того, как мы подготовили нашу ошкуренную платку, кладем нашу бумажку рисунком вниз на платку. Включаем утюг и ставим его на максимальную температуру. После того, как он нагрелся, начинаем гладить бумажку. Прижимая утюг тщательно проглаживать все края около двух минут. Далее отклеиваем бумажку и рисунок должен быть перенесен на текстолит.
Теперь нужно вытравить плату, для этого нужна лимонная кислота, перекись водорода и соль. Наливаем все в какую-нибудь емкость, кладем туда платку и ждем минут 15. Затем нужно убрать тонер с дорожек. Далее лудим дорожки и плата готова.
Теперь нужно научиться управлять коэффициентом заполнения или скважностью ШИМ с Arduino. Для этого была на писана программа в среде Arduino IDE.
После подготовки платы, получается мини схема для исследования стабилизатора напряжения рисунок 19.
 

Рисунок 8 - Проверка платы на работоспособность


Рисунок 9 - Обратная сторона платы

С помощью платы было проведено несколько экспериментов по стабилизации напряжения на выходе с подключенной нагрузкой и без.
На рисунке 10 показана структурная схема устройства. Объектом управления является элемент Пельтье.


Рисунок 10 - Схема охладителя


К радиатору с одной стороны крепится водяной радиатор для отвода тепла, а с другой ТЭМ. Радиатор поставлен на небольшие проставки, сделанные из орг. стекла. При прохождении тока одна сторона нагревается, а другая охлаждается.
После того как задали температуру с кнопочной клавиатуры, она будет отображаться на индикаторе, запускается насос гоняющий жидкость по всей системе, а также вентилятор, который охлаждает жидкость. Это сделано для избежание перегрева самого элемента. Затем запускается сам ТЭМ.
Температура жидкости регулируется при помощи вентилятора. Если нужно охладить холодную сторону сильнее, то увеличиваем расход подачей напряжения на вентилятор.
Показания температуры сторон элемента выводятся на панели термодатчиков.
Полностью вся информация выводится на монитор компьютера.
ШИМ(PWM) управляет нагрузкой (управляет скоростью вращения двигателя)

Схема охладителя была собрана в виде стенда. Рисунок 11 и 12.


Рисунок 11 - Установка общий вид


Рисунок 12 - Установка вид сверху

                                                     Широтно-импульсная модуляция

Алгоритм широтно-импульсной модуляции применяется для плавного изменения мощности на нагрузке, поступающей от источника питания. Например, с целью регулирования скорости вращения вала двигателя; плавности изменения яркости освещения или подсветки.
Чтобы понять принцип ШИМ воспользуемся следующим графиком. Разобьем ось времени на равные промежутки, называемые периодом T. Теперь, например половину периода мы будем замыкать ключ K. Когда ключ замкнут, к нагрузке Н подается напряжение от источника питания Uип. Вторую часть полупериода ключа находится в закрытом состоянии. А потребитель останется без питания.


      Рисунок 13 - График ШИМ

Время, в течение которого ключ замкнут, называется временем импульса tи. А время длительности разомкнутого ключа называют временем паузы tп. Если измерить напряжение на нагрузке, то оно будет равно половине Uип.
Среднее значение напряжения на нагрузке можно выразить следующей зависимостью:
Uср.н = Uип tи/T.
Отношение времени импульса tи к периоду T называют коэффициентом заполнения D. А величина, обратная ему называется скважностью:
S = 1/D = T/tи.
Удобнее пользоваться коэффициентом заполнения, который зачастую выражают в процентах. Когда транзистор полностью открыт на протяжении всего времени, то коэффициент заполнения D равен единице или 100 %.
Если D = 50 %, то это означает, что половину времени за период транзистор находится в открытом состоянии, а половину в закрытом. В таком случае форма сигнала называется меандр.
Следовательно, изменяя коэффициент D от 0 до единицы или до 100 % можно изменять величину Uср.н от 0 до Uип:
Uср.н = Uип∙D.
А соответственно регулировать и величину подводимой мощности:
Pср.н = Pип∙D.

ran

Ждем'с. А что, микроконтроллер и в правду называется ардуино?

knoppix

Мне кажется Arduino убивает мозги людям, она конечно удобна для быстрой отладки и прототипирования, из разряда собрать на коленке за 10 минут что-то работающее. Но потом, увы, мало кто пытается разобраться как и почему это работает. И вот у нас уже микроконтроллер Ардуино.
Амурский Государственный Университет  - 2010 - Специалист
Harbin Institute of Technology - 2016 - M.Sc.Eng
Главный инженер-программист АСУ ТП

ran

Где Пельтье с Ардуино?
Не был там Буратино!

sanya9827

Ждем'с. А что, микроконтроллер и в правду называется ардуино?
Нет, опечатался, спасибо за замечание.

ran

Я пытался чего-нибудь понять, честно. Но ничего не понял. Ни из "доклада" ни из "курсового проекта".
"Простите меня, люди!"
1) почему-то схемы в "проекте" совсем не совпадают со схемами на листах. В тексте рассчитывается какой-то дроссель через фазовый сдвиг (???), но дальше он забыт и похерен. Но, слава богу, на листах он есть! Ура! Зато детально рассмотрен ШИМ, ШИМ, ШИМ, ШИР, ШИМ, ШИМ. Причем одно и то же по 15 раз. Я понимаю, автор забывает все время, но я-то помню;
2) Потом сразу после слов "Рассмотрим простейшую схему инвертора напряжения", на которые даже и возразить не успеваешь "Нахрена?", - на тебе "Код программы"! Какой программы? Инвертора напряжения?
3) Алгоритм программы на листе 3 просто поразительный. А если бы f было не 5 вариантов, а 125, так бы 125 if-ов и прописывали бы?... У нас 2 ребенка и 4 яблока. Каждому по два. У нас 8 яблок - каждому по четыре, 16 - по 8. Все, надоело: число яблок на руки равно общему числу яблок, деленному на количество детей. Но это, конечно, для тех, кто ходил в нормальную школу...
С ума можно сойти от таких "проектов".

RVL

С ума можно сойти от таких "проектов".
Вам хорошо, приходится их только читать! Мне же .....блин, не нашёл подходящего смайлика.

ran

#7
Суббота, марта 28, 2020, 03:19:24 Последнее редактирование: Суббота, марта 28, 2020, 03:22:18 от ran
Ничего, справимся. Тут проблема простая: отсутствие четкости мышления. Нет четкого мышления - нет четкого изложения. ("Кто ясно мыслит, тот ясно излагает"). Все очень просто: человек мыслит словами, которые к тому же имеют смысл. А для многих наших людей слова не имеют смысла, они мыслят какими-то образами. Наверное, это художники...
Так и будем впредь их называть.

ran

Черт возьми, неплохой термин родился!

mds

ШИМ, ШИМ, ШИМ,          ШИР,     ШИМ, ШИМ. Причем одно и то же по 15 раз...

Как раз  с  этим и все понятно. ..

sanya9827

#10
Воскресенье, марта 29, 2020, 06:39:22 Последнее редактирование: Воскресенье, марта 29, 2020, 06:50:46 от sanya9827
Я пытался чего-нибудь понять, честно. Но ничего не понял. Ни из "доклада" ни из "курсового проекта".
Я вас понимаю. Извиняюсь за этот бред, мне действительно стыдно за такую фигню. Мне проще выложить это сюда и увидеть вашу критику. Потому что это единственный способ узнать, что нужно исправить и вообще, понять, что я делаю.

Немного исправил ПЗ. По-моему фигня, но надеюсь благодаря вашей критике я смогу сделать что-то нормальное
Теперь займусь докладом.

sanya9827

#11
Воскресенье, марта 29, 2020, 06:46:53 Последнее редактирование: Воскресенье, марта 29, 2020, 06:48:29 от sanya9827
Ничего, справимся. Тут проблема простая: отсутствие четкости мышления. Нет четкого мышления - нет четкого изложения. ("Кто ясно мыслит, тот ясно излагает"). Все очень просто: человек мыслит словами, которые к тому же имеют смысл. А для многих наших людей слова не имеют смысла, они мыслят какими-то образами. Наверное, это художники...
Так и будем впредь их называть.
Если я художник, значит это моё творение искусства, которое никому не понять... Даже мне.


А если я научусь четко мыслить и понятно излагать свою мысль, то я точно не зря провел 4 года.

ran

Научитесь, некуда не денетесь. Судя по последним постам, уже научились.

RVL

Я вас понимаю. Извиняюсь за этот бред, мне действительно стыдно за такую фигню. Мне проще выложить это сюда и увидеть вашу критику. Потому что это единственный способ узнать, что нужно исправить и вообще, понять, что я делаю.
Хватит заниматься самобичеванием, выкладывайте всё сюда!

RVL

ШИМ, ШИМ, ШИМ,          ШИР,     ШИМ, ШИМ. Причем одно и то же по 15 раз...

Как раз  с  этим и все понятно. ..
ШИМ - это не ваш родственник? :-)

Вверх