Кафедра АППиЭ

КОНФЕРЕНЦИИ => Дни науки АмГУ 2018. Секция Автоматизация технологических процессов и производств => Тема начата: Илья Ходунов от Воскресенье, апреля 15, 2018, 23:54:10

Название: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: Илья Ходунов от Воскресенье, апреля 15, 2018, 23:54:10
Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Ходунов И.А., студент группы 542 об.2, 3 курса энергетического факультета ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет", г. Благовещенск
Научный руководитель: Подгурская И.Г., ст. преподаватель энергетического факультета ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет", г. Благовещенск
Аннотация: В статье рассматривается применение БПЛА мультироторного типа для обследования и диагностики линий дальних электропередач, рассматривается эффективность данного метода.
Ключевые слова: линии электропередач, БПЛА, опоры, диагностика,  дефекты, метод

Значительную часть энергетического комплекса электросетевых компаний составляют воздушные линии электропередачи , которые в свою очередь характеризуются большой протяженностью, значительной удаленностью от центра обслуживания и широким охватом территории обслуживания.
Для обеспечения надежного функционирования ВЛ необходимо осуществлять их периодическое техническое обслуживание, заключающееся в проведении различных видов осмотров, натурных замеров и обследований, с целью контроля текущего состояния ВЛ.
Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА является перспективным направлением электроэнергетики. Так как в данный момент остро стоит проблема своевременного обнаружения дефектов ВЛЭП с последующим их устранением для предотвращения аварий на линии. Такая работа «на предупреждение» является наиболее рациональной и эффективной с точки зрения упрощения эксплуатации ВЛЭП. Стоит так же отметить и большой экономический эффект, обусловленный уменьшением расходов на замену оборудования, расходов на компенсацию потерь электроэнергии, а также уменьшением затрат на заработную плату обслуживающему и ремонтному персоналу.
(https://d.radikal.ru/d00/1804/8f/6b8144323c36.png) (https://radikal.ru)
Применение беспилотных летательных аппаратов имеет ряд преимуществ перед традиционными способами обследования линии:
-существенное увеличение оперативности мониторинга и сокращение сроков проведения обследований и как следствие ремонтно-профилактических работ;
-возможность съёмки в сложных метеоусловиях;
-возможность съёмки в тёмное время суток
-возможность съёмки в труднодоступных районах;
-снижение риска травмирования рабочего персонала при проведении обследования;
-полнота обследования, т.е ВЛ обследуется на всей протяженности,а съёмка осуществляется с различных ракурсов.
Основные виды работ, для которых целесообразно использовать БПЛА:
-плановая диагностика - облёты воздушных линий (ВЛ), наблюдение и фотографирование, инспекция ВЛ и охранной зоны, выявление различного рода дефектов, определение пространственных (3D) нарушений габаритов просеки и проводов;
-картографические работы − создание цифровых топографических и кадастровых планов, трёхмерных моделей местности и линий электропередачи, сопровождение работ по строительству и реконструкции ВЛ.
На развитие данного направления положительным образом сказываются современные достижения таких областей науки, как машинное зрение и фотограмметрия, а также постоянное совершенствование характеристик бортовой фото и видео аппаратуры, которые позволяют говорить о возможности качественного проведения работ и анализа полученной информации.
На данный момент активно внедряются БПЛА мультироторного типа, которые в свою очередь имеют ряд значительных преимуществ перед БПЛА самолётного типа, таких как:
-отсутствие перегрузок, возникающих, во время таких экстремальных этапов полета БПЛА самолетного типа, как взлёт с катапульты или посадка на парашютной системе, влекущие за собой ударные нагрузки, которые в свою очередь негативным образом сказываются  на фотооборудовании, а согласно правилам эксплуатации, аэрофотокамера подвергшаяся удару или толчку, нуждается в произведении повторной калибровки, что мешает производственному процессу и увеличивает время обследования. Более сложное управление влечёт за собой требуемую, более высокую квалификацию персонала
-возможность гибкого маневрирования и зависания (например для более тщательного изучения дефекта), что положительным образом сказывается при ультрафиолетовой съёмке, в ходе которой для выявления дефекта необходимо обеспечение экспозиции обследуемого участка в течении 5-10 с. Возможности и особенности передвижения так же актуальны и при тепловизоционной съёмке.
При проведении аэрофотосъёмочных работ возможно выявление достаточно большого число дефектов, таких как:

дефекты опор:
отсутствие, отрыв, деформация элементов металлических опор;
выкрошивание бетона, деформация железобетонных опор;
отклонение опор от вертикали;
разворот, деформация траверсов на железобетонных опорах;
отсутствие натяжения внутренних стяжек и тросовых растяжек;
падение, повреждение опор;
дефекты провода, линейной и сцепной арматуры:
разрушение элементов стеклянных и фарфоровых изоляторов;
отсутствие гасителей вибрации, отсутствие грузов, потеря работоспособности несущего тросика, смещение виброгасителей вдоль проводов относительно проектного положения;
отсутствие и неправильное расположение соединителей проводов;
изломы, отрывы лучей дистанционных распорок между проводами расщеплённой фазы;
обрыв проводов;
наблюдение частичных поверхностных разрядов (короны)
дефекты на трассе:
наличие опасной для эксплуатации ВЛ растительности;
падение деревьев на провода и опоры;
наличие древесно-кустарниковой растительности (ДКР) в охранной зоне;
наличие строений и прочих объектов в охранной зоне;
пересечение с природными и антропогенными объектами;
опасные явления (проседание грунта, подтопление и др.).
Полученные при обследовании фотоматериалы необходимо осмотреть и проанализировать. Существуют технологии позволяющие уменьшить объём трудоёмкого ручного просмотра фотоматериалов и увеличить практическую пользу от результата и качество получаемой аналитической информации.
После проведения аэрофотографических работ, полученные материалы загружают в геоинформационную систему, которая позволяет объеденить все результаты обследования в единой базе данных с наглядным изображением обследуемых объектов с возможностью привязки местности.

На сегодняшний день имеется БПЛА мультироторного типа отечественного производства: Геоскан-401.
Данный аппарат имет следующие характеристики:
Максимальный взлётный вес: 9,3 кг
Максимальный вес полезной нагрузки: 2,5 кг
Максимальная скорость полёта: 50 км/ч
Максимальная дальность полёта: 10 км
Продолжительность полёта: 1 ч
Допустимая скорость ветра: до 10 м/c (среднее значение по области : 2,3 м/c)
Высота полёта: 10-500 м
Время подготовки к полёту: 5 мин
Допустимый температурный диапазон: от -20 до + 40  град.Цельсия ( в комплектации «Арктика» температурный диапазон расширен до -40 град.Цельсия)
(https://c.radikal.ru/c33/1804/3e/501415d96a98.png) (https://radikal.ru)

Примеры некоторых результатов полученных при обследовании:
(https://a.radikal.ru/a43/1804/fe/454b6cc9b623.png) (https://radikal.ru)

(https://c.radikal.ru/c16/1804/b3/e7a84fd0c3de.png) (https://radikal.ru)

(https://d.radikal.ru/d02/1804/27/202cca4b1eb7.png) (https://radikal.ru)

ВЫВОД:

Обследование ВЛ электропередач при помощи БПЛА является одним из лучших средств получения оперативной и качественной информации о состоянии ЛЭП, данный вид обследования является достойной альтернативой традиционным методам. Существующие технические средства БВС и технологии обработки геопространственных данных могут решать широкий круг задач при проектировании и эксплуатации линий электропередачи и других объектов электроэнергетики. Следует отметить, что система совместного использование БПЛА двух типов (самолётного и мультироторного) в которой составляющие ее элементы будут взаимодополнять друг друга, является достаточно эффективной и способна зарекомендовать себя в качестве передового метода обследования.
(https://d.radikal.ru/d23/1804/67/1fb49aa58b6c.png) (https://radikal.ru)
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: ran от Понедельник, апреля 16, 2018, 00:04:22
Спасибо за доклад. Вопросы:
1) сколько км. может пролететь мультироторный БПЛА?
2) как примерно работают программы (технологии), позволяющие уменьшить объём трудоёмкого ручного просмотра фотоматериалов?
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: Илья Ходунов от Понедельник, апреля 16, 2018, 01:24:31
1) Заряда батареи хватает примерно на 60 минут непрерывного полёта в крейсерском режиме. За это время БПЛА проходит расстояние около 24 км.

2)При проведении аэрофотосъёмочных работ полученные снимки загружаются в разработанную производителем ГИС «Спутник ЛЭП». По команде оператора подключается ПО Agisoft PhotoScan Pro, которое в автоматическом режиме выполняет фотограмметрическую обработку данных или же иными словами производит «сшивку» отдельных снимков, создание ортофотоплана и построение цифровой модели местности, что сами понимаете,в значительной мере сокращает процесс анализа полученных данных, грубо говоря при проведении анализа минуется достаточно трудоёмкий и длительный подготовительный этап, и специалист сразу же приступает,непосредственно, к рассмотрению тех или иных задач.
Некоторые возможности ПО:
-Отображение состояния изоляторов
-Восстановление опор и проводов по фотоснимкам
-Определение площади залесенности (определение площади залесенности в заданном коридоре)
-Определение характеристик проводов (определение стрел провеса и габаритов)
-Подсчет крон деревьев (Выявление и подсчет угрожающих деревьев, определение зон падения)
-Построение поперечных и продольных профилей пролетов
-Табличный вывод рассчитанных показателей
-Определение вертикальности ЛЭП
-Определение обледенелости на проводах
(https://c.radikal.ru/c28/1804/6c/a852c3111a2f.png) (https://radikal.ru)
В докладе так же представлены иные примеры.

Надеюсь в полной мере ответил на ваши вопросы.
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: ran от Понедельник, апреля 16, 2018, 05:18:07
Спасибо за развернутый ответ. Появились другие вопросы:
1) какие неисправности/повреждения может обнаружить квадрокоптер в крейсерском режиме?
2) снимки отправляются в ПО по прилету или на лету?
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: knoppix от Понедельник, апреля 16, 2018, 18:18:01
А как используется блокчейн и big data?
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: Илья Ходунов от Вторник, апреля 17, 2018, 03:13:32
1)Практически все дефекты указанные в докладе, но следует учесть, что это зависит от характера и степени проявления дефекта и для полного его изучения и анализа может потребоваться ещё несколько ракурсов съёмки. Ну и конечно исключаем съёмку в УФ спектре. Почему? Немного расскажу о возможностях данного вида съёмки и поясню свой довод.
УФ-камеры работают в диапазоне 240-280 нм. В этом диапазоне солнечная радиация поглощается атмосферным озоном, что дает возможность наблюдать частичные поверхностные разряды (так называемые короны) , вблизи проводов.
Для выявления дефекта необходимо обеспечить экспозицию обследуемого участка в течении 5-10 секунд, соответственно БПЛА должен оставаться неподвижным. При постоянно съёмке в движении некоторые источники разрядной активности будут попросту не замечены, а на некоторых будут зафиксированы пиковые значения разрядной активности, которые могут существенно превышать средние значения.
2) Современные комплектации БПЛА включают бортовой цифровой передатчик для передачи видео и тепловизионного изображения, а тк же бортовой блок связи управление/телеметрия,вся информация подаётся на пульт управления оператора. Базовое покрытие на поверхность Земли, а также поддержка стандартов OGC (Open Geospatial Consortium -- международная некоммерческая организация, ведущая деятельность по разработке стандартов в сфере геопространственных данных и сервисов. Координирует деятельность более 500 правительственных, коммерческих, некоммерческих и научно-исследовательских организаций с целью разработки и внедрения консенсусных решений в области открытых стандартов для геопространственных данных, обработки данных геоинформационных систем и совместного использования данных), позволяет загружать данные в единое геоинформационное пространство. Поддержка протоколов WMS/WMTS позволяет подключать данные с OGC-совместимых серверов. Основной формат ГИС Спутник - KML, открывает широкие возможности по визуализации трехмерных объектов и данных в режиме реального времени.
3)Термин Big Data обширен и многогранен, его можно увязать с любой сферой где используются различные инструменты, подходы и методы обработки как структурированных так и неструктурированных данных (в рассматриваемом мной вопросе, это к примеру топология массивов координат, отношения и связи). Помимо скорости обработки и объема данных, существует еще аспект «сложности» данных. Как разделить сложные данные на части, «партиции» для параллельной обработки? Геоданные изначально относились к сложным данным, и с переходом к «большим геоданным» эта сложность возрастает практически экспоненциально. Соответственно, важной становится не просто обработка миллиардов записей, а миллиардов географических объектов, которые являются не просто точками, но линиями и полигонами. К тому же, требуется вычисление пространственных взаимоотношений.
Собственно говоря,на данную тематику можно делать полноценный доклад.
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: ran от Вторник, апреля 17, 2018, 05:43:28
Как я понял, основная проблема сейчас - это мизерные 24 км. А что, если мы будем подзаряжать батарейки непосредственно от самой ВЛЭП. Где-нибудь на некоторых опорах стоят пункты подзарядки. Подлетаем, заряжаемся. Есть такие решения/проекты?
(Почему-то Карлсон с вареньем вспомнились)
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: knoppix от Вторник, апреля 17, 2018, 17:08:10
Собственно говоря,на данную тематику можно делать полноценный доклад.
Хотим доклад! Вообще сейчас пресловутые большие данные любят везде впихнуть после слова инновации. Вот интересно, коптер летит 24 км, данные собранные с 24 км большие?

P.S. На одной из картинок написано сенсер, сенсор же. Или?
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: Илья Ходунов от Среда, апреля 18, 2018, 07:27:04
Что касается пройденного расстояния. Насколько я располагаю информацией, то разработки по зарядке БПЛА от ЛЭП имеются. О чем же речь? Не секрет, сейчас достаточно популярной функцией в сфере смартфонов является возможность беспроводной зарядки, которая кстати говоря зарекомендовала себя положительным образом. Изобретение велосипеда нам не предлагают, а предлагают установить на опорах ЛЭП специальные площадки для беспроводной зарядки. Процесс будет происходить полностью в автоматическом режиме благодаря стыковочному узлу и системе из блока заряда на площадке и блока передачи на БПЛА. При этом стоит учесть, что количество электроэнергии, отводимой от ЛЭП, будет небольшим, так что будем следить за развитием данного направления.
В данный момент проблема частично решается путём совместного использования БПЛА двух типов: мультироторного и самолётного(обладающего гораздо большей дальностью полёта).
Об этом я кратко упоминаю в выводе своей статьи.
Название: Re: Обследование ВЛЭП при помощи БПЛА мультироторного типа.
Отправлено: mds от Среда, апреля 18, 2018, 17:12:22
Спасибо  Илье Александровичу (и Ирине Геннадьевне)  за доклад и подробное объяснение важных на сегодня вопросов.